Бизнес ,
29 дек 2020, 12:04
Бизнес ,
28 фев 2020, 08:00
РЖД раскрыли объем дивидендов, выплаты которых Минфин ожидает от компании в 2020–2022 годах — ₽277 млрд. В случае таких выплат РЖД потребуются дотации из бюджета, предупредила монополия, заплатившая ₽13 млрд дивидендов за 2018 год
Минфин в закрытой части федерального бюджета заложил 276,7 млрд руб. дивидендов от «Российских железных дорог» (РЖД) на 2020–2022 годы, следует из презентации, подготовленной первым заместителем гендиректора монополии Вадимом Михайловым к заседанию рабочей группы Госсовета, прошедшему 26 февраля. У РБК есть копия документа, ее подлинность подтвердил один из участников заседания.
Согласно презентации, Минфин ждет, что в 2020 году РЖД заплатят 68,8 млрд руб., в 2021 году — 100,5 млрд руб. и в 2022 году — 107,4 млрд руб. Для сравнения, чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2019 году составила 53,457 млрд руб., чистая прибыль по МСФО за первое полугодие 2019 года достигла 107,1 млрд руб. (за весь 2019 год по МСФО компания еще не отчитывалась).
РБК направил запросы в пресс-службы Минфина и в РЖД.
МОСКВА, 24 мая. /ТАСС/. Объем инвестиционной программы РЖД в 2022 году планируется снизить с 1 трлн 28 млрд рублей до 808 млрд рублей, следует из доклада замглавы РЖД по строительству Андрея Макарова в ходе совещания комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
«Объем инвестиционной программы ОАО РЖД в 2022 году был первоначально определен в объеме 1 трлн 28 млрд рублей, и в составе этих сумм порядка 600 млрд рублей предполагалось для выполнения строительно-монтажных работ в первую очередь, безусловно, по проектам комплексного плана модернизации инфраструктуры. Однако исходя из макроэкономической ситуации, в целях обеспечения сбалансированного подхода к выполнения бюджетных параметров РЖД, в настоящий момент компанией сформирован и предварительно одобрен правительством Российской Федерации вариант с уточненными параметрами в объеме 808 млрд руб., из которых на долю строительного комплекса выпали работы в объеме фактически 390 млрд руб.», — сказал он.
В апреле правительство РФ решило докапитализировать холдинг на сумму в 250 млрд рублей. Часть выделенных из ФНБ средств пойдет на реализацию масштабной инвестиционной программы РЖД, позволит обеспечить заказами отрасли экономики и сохранить сотни тысяч рабочих мест.
11 октября 2022 года под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Андрея Белоусова состоялось очное заседание совета директоров ОАО «РЖД». Совет директоров утвердил корректировку финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2022 год по итогам работы за первое полугодие 2022 года, одобрил корректировку основных бюджетных параметров АО «ФПК» на 2022 год, рассмотрел вопросы реализации непрофильных активов ОАО «РЖД», а также целевые значения годовых и промежуточных ключевых показателей деятельности ОАО «РЖД». В соответствии с корректировкой инвестпрограмма ОАО «РЖД» на 2022 год составит 847 млрд рублей, дополнительные средства будут направлены на модернизацию локомотивов, обновление путевой инфраструктуры и моторвагонного подвижного состава. В заседании совета приняли участие генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, независимый член совета директоров Алексей Комиссаров, заместитель Министра финансов Российской Федерации Ирина Окладникова, Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников, председатель наблюдательного совета государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, независимый член совета директоров Сергей Степашин и Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин.
МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Совет директоров холдинга «Российские железные дороги» (РЖД) утвердил скорректированную инвестиционную программу холдинга на 2022 год, объем которой увеличен до 847 млрд рублей, сообщили в пресс-службе РЖД.
«В соответствии с корректировкой, инвестпрограмма ОАО «РЖД» на 2022 год составит 847 млрд рублей, дополнительные средства будут направлены на модернизацию локомотивов, обновление путевой инфраструктуры и моторвагонного подвижного состава», — говорится в сообщении.
В апреле правительство РФ докапитализировало холдинг на сумму 250 млрд рублей. Часть выделенных из Фонда национального благосостояния средств направлена на реализацию масштабной инвестиционной программы РЖД. Кроме того, в мае замглавы РЖД по строительству Андрей Макаров сообщал, что объем инвестиционной программы РЖД в 2022 году планируется снизить с 1,028 трлн рублей до 808 млрд рублей.
В холдинге добавили, что в заседании совета приняли участие глава — председатель правления РЖД Олег Белозеров, независимый член совета директоров Алексей Комиссаров, замглавы Минфина РФ Ирина Окладникова, глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников, председатель наблюдательного совета госкорпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, независимый член совета директоров Сергей Степашин и министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин.
Москва. 12 октября. INTERFAX.RU — Инвестпрограмма ОАО «РЖД» на 2022 год после корректировки составит 847 млрд рублей, сообщила компания.
Дополнительные средства будут направлены на модернизацию локомотивов, обновление путевой инфраструктуры и моторвагонного подвижного состава. Такое решение 11 октября принял совет директоров РЖД.
«Совет директоров утвердил корректировку финансового плана и инвестиционной программы РЖД на 2022 год по итогам работы за первое полугодие 2022 года, одобрил корректировку основных бюджетных параметров АО «ФПК» на 2022 год рассмотрел вопросы реализации непрофильных активов РЖД, а также целевые значения годовых и промежуточных ключевых показателей деятельности РЖД», — сообщила компания.
В середине сентября «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщал, что РЖД предлагают индексировать грузовой железнодорожный тариф с 1 января 2023 года на 9,8%. Средства нужны, чтобы обеспечить выполнение инвестпрограммы монополии. В 2022 году она должна была быть рекордной, однако РЖД еще в мае анонсировали её сокращение с 1,028 трлн рублей до 808 млрд рублей.
Источник, знакомый с ходом обсуждения, рассказал изданию, что инвестпрограмма 2022 года относительно утвержденного плана должна быть в итоге секвестрирована на 190 млрд рублей (до 838 млрд рублей), из которых 91 млрд рублей приходится на недоосвоенные относительно утвержденного в 2021 году уровня вложений в расширение БАМа и Транссиба.
Инвестпрограмма РЖД на 2023 год, по данным газеты, должна составить 1,23 трлн рублей, что больше прежнего плана (1,14 трлн рублей). Источник издания, знакомый с деталями совещания, отметил, что такой объем инвестпрограммы обусловлен необходимостью ускоренного развития Восточного полигона.
Москва. 18 октября. INTERFAX.RU — Инвестпрограмма ОАО «РЖД» на предстоящую трехлетку превысит 3 трлн рублей, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании по вопросам развития железнодорожной инфраструктуры.
«Для финансирования приоритетных инвестпроектов объем инвестиционной программы РЖД в текущем году составит свыше 800 млрд рублей. На следующие три года ее размер суммарно превысит 3 трлн рублей, что также поможет развитию смежных отраслей и предприятий, которые обеспечивают производство и поставку необходимой продукции», — сказал премьер.
По его словам, в условиях беспрецедентных санкций в центре особого внимания правительства находится создание новых транспортных маршрутов, прежде всего коридоров Восточного и Азово-Черноморского направлений, а также международного «Север-Юг».
«Для выстраивания новой экспортно-импортной логистики правительство сформировало комплексный план мероприятий и проектов, который направлен на строительство высокотехнологичной инфраструктуры. Все дорожные карты рассчитаны до 2030 года с общим объемом финансирования свыше 4,5 трлн рублей, в том числе около 300 млрд из федерального бюджета», — отметил Мишустин.
«По консервативному варианту прогноза объем грузопотока всеми видами транспорта по направлению «Север-Юг» вырастет за этот период на 135% к уровню прошлого года, примерно до 32,5 млн тонн, по Азово-Черноморскому направлению — почти на 70%, и составит около 300 млн тонн, а по восточному — увеличится на четверть, достигнув порядка 350 млн тонн», — добавил он.
Мишустин также отметил, что в 2022 году суммарные провозные мощности на Восточном полигоне составят почти 160 млн тонн, на подходах к морским портам Азово-Черноморского бассейна — более 125 млн тонн.
МОСКВА, 28 мая. /ТАСС/. Холдинг «Российские железные дороги» (РЖД) продолжает строительство отечественного высокоскоростного поезда и ожидает его получить в 2027 году. Об этом сообщил глава РЖД Олег Белозеров в воскресенье в беседе с Михаилом Ковальчуком в эфире телепередачи «Картина мира» на канале «Культура».
«Высокоскоростной поезд мы сейчас строим. И по поручению президента мы планируем, что в 2027 году у нас будет высокоскоростной поезд следующего поколения», — сказал Белозеров.
Глава РЖД подчеркнул, что высокоскоростной поезд будет полностью отечественного производства. На текущий момент разработан дизайн состава и детальная разрисовка предстоящих стадий производства поезда.
Ранее главный инженер РЖД Анатолий Храмцов сообщал, что РЖД совместно с компанией «Синара — транспортные машины» планирует приступить к сборке высокоскоростного поезда в 2026 году. Также холдинг сообщал, что РЖД проводят испытания верхнего строения пути для будущих высокоскоростных магистралей (ВСМ). Подробная разработка может обеспечить движение поездов на скоростях до 400 км в час. На сегодня опытный участок пути уложен на экспериментальном кольце ВНИИЖТ.
О проекте ВСМ
Время в пути при путешествии по ВСМ Москва — Санкт-Петербург составит 2 часа 15 минут, сообщали ранее Российские железные дороги. Строительство ВСМ потребует выделения средств Фонда национального благосостояния в объеме до 468 млрд рублей, подсчитали в Минтрансе РФ.
В проекте федерального бюджета на 2022-2024 годы финансирование проекта ВСМ не предусматривалось, но сам проект планировалось завершить к 2027 году. В РЖД ранее отмечали, что планируют ввести в эксплуатацию входы магистрали в Москву и Санкт-Петербург в 2024 году, а закончить строительство — в 2027 году.
Москва. 10 ноября. INTERFAX.RU — Объем инвестпрограммы ОАО «РЖД» на 2023 год превысит 1,07 трлн рублей, сообщил на заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин.
«Сегодня обсудим инвестиционную программу и финансовый план ОАО «РЖД» на следующий год. Планируемый общий объем инвестпрограммы — рекордный по своему размеру. Он составит, напомню, свыше 1,07 трлн рублей», — сказал он.
По словам премьер-министра, в 2022 году были приняты необходимые решения для обеспечения сбалансированности деятельности РЖД на фоне беспрецедентных внешних санкций.
«На финансирование капитальных вложений дополнительно направили еще 250 млрд рублей. Мы также разрешили отсрочить уплату страховых взносов. В ближайшее время по поручению президента снизим долговую нагрузку на компанию более чем на 200 млрд рублей. Мы рассматриваем этот вопрос и скоро примем решение, — сообщил он. — Данные меры позволят сохранить темпы выполнения программ модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в том числе в части развития международных транспортных коридоров», — подчеркнул премьер.
Министр транспорта Виталий Савельев на этом же заседании сказал, что его ведомство считает необходимым докапитализировать РЖД на 217 млрд рублей до конца 2022 года.
Министр также сообщил, что в 2023 году расходы РЖД составят 2,15 трлн рублей, ФАС признала эти затраты обоснованными.
«Показатель EBITDA в 2023 году прогнозируется на уровне 637 млрд рублей, это более чем на 27% выше уровня текущего года. Эти параметры позволят сформировать источники финансирования инвестиционной программы в полном объеме на уровне 1 074 млрд рублей в 2023 году, что выше объема 2022 года практически на треть», — заявил Савельев.
Глава Минтранса также перечислил основные направления инвестиций в 2023 году. По его словам, 440 млрд рублей, или более 40% от объема инвестпрограммы, предусмотрено на реализацию проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, из них на развитие II этапа Восточного полигона будет выделено 250 млрд рублей.
18 октября Мишустин говорил, что объем инвестпрограммы РЖД в 2022 году превысит 800 млрд рублей, а в 2023-2025 годах — превысит 3 трлн рублей.
Почему РЖД не хочет платить дивиденды
В презентации Михайлова есть первая страница проекта распоряжения правительства о выплате дивидендов от января 2020 года, определяющего норму дивидендных выплат для госкомпаний в размере не менее 50% чистой прибыли. По действующему распоряжению правительства от 2006 года госкомпании должны отдавать акционерам не менее 25% прибыли.
РЖД каждый год пытаются избежать выплат дивидендов, ссылаясь на то, что долгосрочная программа развития компании требует значительных инвестиций и в случае отвлечения средств на дивиденды эта программа будет разбалансирована — потребуется привлекать заимствования или откладывать часть проектов. Вместо денежных выплат компания даже предлагала имущество: в 2019 году РЖД хотели поставить правительству пассажирские вагоны, которые могли использоваться для перевозок в Крым. Но в итоге правительство настояло на выплате 13 млрд руб. в качестве дивидендов за 2018 год (или около 37% прибыли по МСФО).
Михайлов перечисляет несколько рисков решения правительства по уровню дивидендов.
Гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров называет заявленные Минфином суммы неадекватными. Прошлый год для РЖД был очень успешным, учитывая продажу 50% плюс две акции «Трансконтейнера» за 60,3 млрд руб. и «Вагонной ремонтной компании-3» за 8,65 млрд руб., но сейчас ситуация развивается негативно для РЖД, пояснил он. Погрузка падает, а у компании больше нет таких качественных активов для продажи. Поэтому правительству имеет смысл обсуждать с РЖД выплаты только за прошлый год, причем отложив решение на середину года, когда будет понятен бюджет на 2020 год, который рискует быть дефицитным, пояснил Бурмистров.
Правительство рассмотрит проект решения по инвестпрограмме РЖД и грузовым тарифам в 2022 году. С надбавками на капремонт рост тарифа составит 6,8%. Это даст возможность покрыть дефицит инвестпрограммы, говорят источники РБК
Правительство предварительно согласовало проект решения по инвестпрограмме и финансовому плану РЖД, в том числе по уровню индексации тарифов, решение планируется принять в четверг, рассказал источник РБК, знакомый с подготовкой проекта. Источник РБК в аппарате правительства подтвердил согласование позиции и основные цифры документа.
В РЖД отказались от комментариев. РБК направил запрос в пресс-службу правительства.
Индексацию тарифов на перевозку грузов планируется утвердить на уровне 6,8% в 2022 году, в 2023–2024 году она составит 6,6% и 6,1% «при сохранении текущих инфляционных ожиданий», цитирует источник РБК материалы правительства. Прогноз ЦБ по инфляции на 2021 года находится в диапазоне 7,4–7,9%, на 2022 год — 4–4,5%, в 2023 году ЦБ ждет возвращения к цели по инфляции на уровне 4%.
В тариф заложена дополнительная целевая надбавка на капремонт — в 1 процентный пункт в 2022 году и в 2 процентных пункта в 2023–2024 годах.
Тариф на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования, которые относятся к социально значимым, утвердят на уровне 4,3%, его ранее зафиксировала Федеральная антимонопольная служба.
«Рост грузового тарифа связан с необходимостью покрыть дефицит инвестпрограммы ОАО «РЖД», который возник из-за увеличения инфляции, которая в этом году должна составить 7,4%, и роста цен в промышленности, который даже без учета ТЭКа составил 14,8% при плане 3,3%», — говорит источник РБК в правительстве, называя «особенно чувствительным удорожание стройматериалов под влиянием роста цен на металл с третьего квартала 2020 года на 15–48%». Программа и финплан сбалансированы в том числе за счет тарифных решений, заключил источник.
По его словам, в правительстве посчитали, что в 2022 году индексация тарифов РЖД в условиях текущей конъюнктуры экспортных цен не приведет к «разбалансировке экономики грузоотправителей». «Для 2022 года этот вывод, скорее всего, окажется верным, однако последующие годы могут быть не такими благополучными в случае, если ценовая конъюнктура для экспортных грузов ухудшится. В этом случае отчасти колебания конъюнктуры могут быть смягчены прогнозируемым снижением ставок предоставления подвижного состава», — заметил источник РБК.
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин предупреждает, что для грузовладельцев такой рост приведет к росту транспортных издержек. «Но без реализации инвестпрограммы РЖД все сложнее выполнять принципы недискриминационного доступа. В совокупных транспортных расходах доля дополнительной индексации железнодорожных тарифов не оказывает критического влияния», — заметил он.
Мировая конъюнктура может позволить грузоотправителям угля справиться с таким ростом тарифа, говорит Фарид Хусаинов, эксперт института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. Но отправители других грузов, у которых нет такого благоприятного состояния рынка, могут пострадать, предупреждает он. Для экспортных отраслей с хорошей ценовой конъюнктурой, вероятнее всего, данный рост не будет критичным, тревогу вызывают перевозки на внутренний рынок, а также смежные услуги, согласна Юлия Лощакова, замгендиректора по стратегии и развитию УК «НефтеТрансСервис», руководитель рабочей группы при президиуме Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) по вопросам тарифного регулирования и ценообразования.
Что такое инвестпрограмма РЖД
Общий объем действующей инвестпрограммы РЖД на 2021–2023 годы составляет почти 2,3 трлн руб. Из них на 2021 год — 731,6 млрд, в 2022 году — 807,4 млрд, в 2023 году — 760,6 млрд. По состоянию на сентябрь ее дефицит на 2022 год составлял 270 млрд руб., писал «Коммерсантъ». Для закрытия дефицита в 2022 году, кроме тарифных мер, предлагались меры финансового характера. В частности, рассматривалось вхождение ВЭБ.РФ в капитал РЖД в 2022 году на 82 млрд руб. с мораторием на выплату дивидендов до 2025 года, для чего банк планировали докапитализировать в будущем на 30 млрд руб.
В конце октября Союз операторов железнодорожного транспорта отмечал, что РЖД планируют закрыть дефицит инвестпрограммы 2022–2024 годов в размере около 1 трлн руб. за счет существенного ускорения индексации грузовых тарифов. Вместо предусмотренного социально-экономическим прогнозом роста на 4–4,5% в год монополия предлагала поднять тарифы в 2022 году на 7,7%, а далее — на 6,6 и 6,1%.
На что РЖД будет тратить деньги
Инвестиции железнодорожной монополии составят более 1 трлн руб. в год: 1,02 трлн руб. — в 2022 году, 1,14 трлн руб. — в 2023-м и 1,1 трлн руб. — в 2024-м. К 2024 году планируется нарастить перевозки контейнеров до 1,66 млн TEU, пассажирооборот Центрального транспортного узла — до 824,5 млн чел., провозную способность на БАМе и Транссибе — до 180 млн т, на подходах к портам юга и северо-запада — до 125,1 и 145,6 млн т соответственно, сообщил источник РБК со ссылкой на материалы правительства.
За пять лет вложения в ремонты превысят 1 трлн руб., говорит источник РБК, называя задачей инвестпрограммы создание условий «для поддержания надежности и безопасности железных дорог для пассажиров и бизнеса». По его словам, устаревшие объекты инфраструктуры были одной из причин чрезвычайных происшествий на железной дороге за последние несколько лет. «Смыв паводком моста через реку Кола в Мурманской области, подмыв моста через реку Ареда в Забайкальском крае, подтопления искусственных сооружений из-за разлива реки Бурея в Амурской области. Все они вызывали серьезные перебои в движении пассажирских и грузовых маршрутов. Эти объекты были построены по проектным нормам 30–40-х годов и, несмотря на их штатное содержание, являются устаревшими», — говорит близкий к правительству источник РБК.
В частности, за три года планируется вложить 723,3 млрд руб. в приведение объектов путевого комплекса к нормативным требованиям, обновление искусственных сооружений, устройств электроснабжения, автоматики и телемеханики. Должны быть отремонтированы 14,8 тыс. км пути, добавляет источник РБК, чтобы остановить рост протяженности дорог с просроченным ремонтом, также будут реконструированы более 900 км контактной сети.
Иванкин напоминает, что для достижения показателей из поручений Владимира Путина РЖД нужно инвестировать более 3 трлн руб. «Это рекордные объемы. Половина из них пойдет на объекты комплексного плана модернизации инфраструктуры. В 2021 году монополия столкнулась с ростом цен на потребляемую продукцию минимум в два раза превышающим параметры прироста. РЖД пришлось искать компромисс в части цены и количества. Эпидемия COVID, ESG-повестка, миграционная политика, природные катаклизмы, параметры денежно-кредитной политики — это пришлось заложить в инвестиционную программу», — заключил он.
Выполнение объемной инвестпрограммы будет связано с серьезными рисками, предупреждает Иванкин. «В первую очередь это ковидные ограничения, сокращение мигрантов, рост цен, дефицит электроэнергии. Во вторую очередь — это природа, в последнее время она активно вносит корректировки в планы. Факторы риска оценены, но как монополия сможет их снивелировать, покажет только время», — отметил он. По мнению Лощаковой, вопрос вызывает не сама инвестпрограмма в целом, а возможность монополии ее освоить.
Силуанов рассказал об условиях вхождения ВЭБа в капитал РЖД
ВЭБ станет акционером РЖД в 2022 году, выкупив ее допэмиссию на 82 млрд руб., рассказал глава Минфина Антон Силуанов. Еще 140 млрд руб. будет выделено компании из Комплексного плана модернизации инфраструктуры
ВЭБ выкупит допэмиссию привилегированных акций РЖД на 82 млрд руб. в 2022 году, чтобы компания могла реализовать свою инвестпрограмму. Об этом на брифинге рассказал журналистам министр финансов Антон Силуанов, передает корреcпондент РБК.
В четверг, 24 декабря, правительство рассматривало проекты финансового плана и инвестиционной программы РЖД на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов. «Программа очень амбициозная, на уровне 700–800 млрд руб. с последующим ростом. Речь шла о том, чтобы закрывать эти средства (потребности РЖД. — РБК) бюджетными деньгами либо привлекать какие-то ресурсы на стороне. Было принято решение, чтобы ВЭБ купил допэмиссию, которую будет выпускать РЖД, и стал ее акционером», — сказал Силуанов. Он не уточнил, какую долю ВЭБ получит в РЖД.
По словам министра, в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) РЖД дополнительно будет выделено 140 млрд руб. в 2025–2026 годах (по 70 млрд руб. в год), чтобы компания могла также привлечь на рынке еще 108 млрд руб. в 2022 году и покрыть дефицит инвестпрограммы. «Такой механизм предложил Минфин, в итоге он был поддержан. Инвестпрограмму важно реализовать с учетом задач, поставленных президентом», — заключил Силуанов.
Сам ВЭБ будет докапитализирован в 2025–2026 годах на 130 млрд руб. из федерального бюджета: 30 млрд руб. пойдут на участие в допэмиссии РЖД (эта сумма с учетом дисконтирования поможет госкорпорации не тратить собственный капитал), еще 100 млрд руб. — для реализации инвестпроектов и нацпроектов, а также для продолжения финансирования приоритетов, которые были определены для госкорпорации.
Ранее газета «Коммерсантъ» сообщала, что в первом полугодии 2021 года предлагается обеспечить нормативными актами возможность участия ВЭБа в капитале РЖД в объеме 82 млрд руб. «с льготным периодом по выплате дивидендов начиная с 2025 года».
В пояснительной записке к проекту финансового плана и инвестпрограммы РЖД на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов (у РБК есть копия) говорится, что нужно обеспечить участие ВЭБа в уставном капитале РЖД как раз в объеме 82 млрд руб. в 2022 году «в целях обеспечения источниками финансирования реализации проектов КПМИ». А для сохранения достаточного уровня финансовой устойчивости железнодорожной монополии при формировании источников финансирования инвестпрограммы необходимо также обеспечить принятие нормативного акта правительства, позволяющего РЖД получить субсидии из федерального бюджета на 140 млрд руб. в 2025–2026 годах, говорится в документе.
Во вторник, 29 декабря, совет директоров РЖД должен утвердить инвестпрограмму, сказал РБК источник, близкий к компании.
Какие аргументы у Минфина
Минфин давно настаивает на едином подходе к дивидендам госкомпаний, требуя от них направлять на выплаты акционерам 50% прибыли. «Мы должны найти доходы для финансирования наших обязательств. Кроме того, государство купило актив и что-то должно с него иметь. И должны быть общие условия», — заявил в интервью РБК министр финансов Антон Силуанов.
По словам Силуанова, есть ряд компаний, которые не в полном объеме укладываются в норматив 50%. «У них аргументы следующие: нам нужно финансировать инвестиции. Мы говорим, что они должны формировать инвестиционные программы таким образом, чтобы они приносили доходы, чтобы можно было брать ресурсы на рынке, вкладывать, получать налоги и т.д.», — указывал он. По словам министра, ведомство находится в процессе переговоров с госкомпаниями: «В бюджет заложили, правительство будет рассматривать и определится с уровнем дивидендной политики для компаний с госучастием».
13 февраля в многолетний спор Минфина и РЖД о дивидендах вмешался первый вице-премьер Андрей Белоусов, который теперь курирует РЖД. «У нас сейчас есть некоторая рассогласованность в уже принятых решениях. Например, по дивидендам РЖД у нас уже в принятом законе о бюджете стоит уплата дивидендов 69 млрд руб., а в соответствии с принятыми сегодня решениями эта цифра расчетно увеличивается до 86 млрд руб. При этом в финансовом плане РЖД, который утверждался правительством, эта цифра равняется нулю», — заявил он на заседании правительства и предложил это обсудить на закрытом совещании с премьер-министром Михаилом Мишустиным. РБК направил запрос в пресс-службу правительства.
Правительство не имеет сложившейся практики по отношению к РЖД как субъекту естественной монополии, осуществляющему коммерческую деятельность. Поэтому ему проще стимулировать компанию показывать высокую прибыль, изымать ее в качестве дивидендов, потом увеличивать уставный капитал или давать субсидии для реализации инвестиционной деятельности, замечает председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. При таком раскладе Минфин выполняет все поручения, резюмирует он.